“ Не основывайтесь на том, что было сказано многократно;
ни на традициях, только потому, что они дошли с древности;
ни на слухах; ни на писаниях, только потому, что их составили мудрецы;
ни на откровениях;
ни на чьих-то кажущихся способностях;
ни на предположениях;
ни на догмах;
ни на умственных построениях;
ни на соображениях типа "этот монах - наш учитель".
Но, когда вы сами знаете, что какие-то вещи хороши, непредосудительны,
подтверждаются вашим сознанием, и, будучи предприняты и совершены,
ведут к пользе и счастью, приступите к ним и живите по ним
(Гаутама Будда, Калама-сутта, V до н.э.) ”

<< Раздражение, отложение империла Цветы >>

Свободная воля

   "Свободная воля служит предметом наибольших противоречий. Для одних она превращается в своеволие, для других в безответственность, для третьих в безумие самомнения. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы.
   Упадок свободы можно назвать праздником невежества. Люди не могут примириться с Иерархией знания и уважать суровость воли. Между тем, возможна ли Йога, где нет ответственности за волю? Каждый йог, как бы мечет мечи над сердцем своим, так ответственны его волевые действия. Последствия, вызванные волею йога, могут быть несказанно тяжелы, но он знает, почему он избрал их. Так можно представить йога воином без смены.
   Кто уверен за волю свою, пусть войдет!" ("Агни-Йога", 222)

   "Почему ручательство Наше должно быть понято достаточно узко? Тем мудрее донести сокровище, еще шире, нежели прикладывать его к обычной жизни. Искание широкого приложения Учения даст опыт руке. Но можно легко уничтожить готовое следствие, ибо голос издалека подобен шелесту тростника. Нельзя противиться, если свободная воля восстает. Можно сожалеть и еще раз шепнуть, но закон свободной воли - достоинство человека.
   Когда говорю - не насилуйте, имею в виду, именно, закон свободной воли. Кто согнет ветвь, напряженную волею? И не будет ли обратный удар горше первого? Тем сумейте призывать людей, не разрушая воли.
   Самоотверженность не может быть подсказана. Самоотверженность не может быть повелена. Когда дух, не щадя себя, болеет за других, он действует свободной волей. Даже намек неприличен там, где возносится жертва. Деление духа разве возможно, где принуждение?
   Смотрите, как вспыхивает всегда готовое пламя! Разве боль отвратит, что уже послано волею чистого духа?" ("Агни-Йога", 366)

   "Закон свободной воли не позволяет прекращать зарождение преступлений. Но закон справедливости дает возможность прекращать развитие вреда как внизу так и наверху. Вы не можете предотвратить зарождение мыслей преступных, но сердце может подсказать, где возможно преследование зла. Потому так настаиваем на Учении Сердца. Никакой другой центр не может заменить сущность сердца. Накопления веков "чаши" находятся в распоряжении сердца. Ведь спасение человечества не в отдельных сиддхи, но в срединном двигателе-сердце. Так поверх разделений нужно придти к корню движения." ("Иерархия", 545)

   "... В письмах переводимых можно видеть насколько Наше руководство было дальше от всех земных действий, совершавшихся по высшему плану. Закон свободной воли не разрешает приближаться к ближайшим действиям. Но сейчас условия планеты изменились, нормы закона напряжены. Мы должны изыскать меры близкого руководства, бережно напрягая сущность свободной воли. Этим задача очень осложняется. Даже малейшее нарушение свободы воли ведет к самым разветвленным последствиям. Сочетание условий кармических с возложением поручений можно сравнить с хождением по канату. Но этот канат нужно свить из самых противоположных материалов. Сколько внимания требуется, чтобы соединить нити, по цвету и ритму! Ведь одним необузданным восклицанием можно прерывать долгую работу, потому и советую особую бережность. ..." ("Сердце", 578)

   "Все относительно, но нельзя сравнивать гармонию Вселенной с человеческой свободною волею. Именно этот щедрый дар, не употребленный правильно, наносит тяжкие последствия. Много сказано о значении человека в Космосе, но такую истину твердить нужно непрестанно. Можно на всем убеждаться насколько люди не мыслят о своем назначении." ("Братство", 46)

   "Как согласить существование свободной воли с воздействиями, о которых много говорилось? Свободная воля существует и никто не будет отрицать ее, но постоянно можно замечать какие-то несоответствия с действиями и мышлением Сил Надземных. Дело в том, что воля может быть гармоничной с Силами Высшими, или хаотичной, нарушая созидание. Плачевно наблюдать, что воля хаотичная преобладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатив человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием." ("Братство", 103)

   "... Свободная воля остается отличием человека. Можно сожалеть, если эта превосходная энергия устремляет безумцев в пропасть. Можно озаботиться предупреждением, но нельзя сломить закон свободной воли. Среди судеб Атлантиды можно видеть, что предупреждения изливались щедро, но безумцы не слышали. Также и среди других эпох можно усмотреть напоминания." ("Братство", 524)

   "...Но можно представить себе огорчение и печаль Руководителя, когда он видит насколько его советы отвергаются! На каждом перекрестке можно усмотреть борьбу между мудростью Руководителя и легкомыслием путника. Именно, на самых малых делах будет проявлена свободная воля, и Руководитель должен печально преклониться перед этим непреложным законом. Но в Братстве не может быть такой губительной борьбы, ибо все основано на взаимном уважении.
   Свобода есть украшение мудрости, но распущенность есть рога невежества." ("Братство", 569)

   "Свободная воля есть торжественное напутствие путнику. Невозможно не дать перед дальними путями ценного дара свободной воли. Каждый может действовать по способности, не будет он стеснен. Но мудрый осознает, какова ответственность за пользование сокровищем свободной воли. Как бы дан кошель, полный золота. Можно его расходовать по усмотрению, но придется дать отчет, и Братство научит, чтобы порученное сокровище не было потрачено без пользы." ("Братство", 570)

   "... Люди, вносящие разъединение, называются созидателями хаоса. Тяжки последствия таких злобных поносителей. Мы принуждены постоянно бороться с ними. Не следует удивляться, что такая борьба бывает тяжелее, нежели столкновения с некоторыми пространственными токами. Везде, где приходится встречаться со свободной волей человека, там происходит особая затрата энергии. Мощь свободной воли велика, она равняется самым мощным энергиям. Люди могут в злобе достичь разрушения слоев астрала. Сколько усилий опытных Ткачей понадобится, чтобы залечить эти раны пространства!
   Мы должны бороться против разъединения. Не песнопение с арфами, но труд и борьба. Немногие устремятся в Братство, когда узнают о труде в поту." ("Надземное", 7)

   "... Урусвати правильно понимает, что Мы не препятствуем выражению свободной воли, в этом заключается сила." ("Надземное", 24)

   "... Мы все печалимся уявлениям дикости человечества. Самое дикое проявление свободной воли заключается в войне. Люди не хотят подумать какие токи они вызывают и какое значение имеет массовое убийство! Древние Заветы правильно указывали, что поднявший меч от меча погибнет. ...
   Наша Обитель была свидетельницей многих войн. Мы можем сказать насколько такое зло возрастает в самых неожиданных формах. Люди знают, что выстрелы вызывают дождь, но ядовитые газы, неужели не вызовут самые ужасные явления? Так можно представить себе, как Мы опечалены, видя самое дикое проявление свободной воли. Но такая воля была дана, как высший дар." ("Надземное", 88)

   "Урусвати отлично знает, что наитруднейшее есть согласование потоков человеческой свободной воли. Нет таких катаклизм, которые бы обратили внимание человечества на сущность творимого ими. Напомним, как во время бывших великих катаклизм, оставшиеся обитатели не трудились подумать о причине случившегося. Они считали себя невинными жертвами какого-то жестокого рока. Они не улучшали сознания и, вместо очищения, начинали новые сражения безумной воли.
   Потоки воли стремительно сталкиваются, и недисциплинированное мышление наполняет пространство самыми разрушительными взрывами. Наверно, невежды опять скажут, что Мы угрожаем и запугиваем. Но пусть они обратятся к скрижалям истории. Пусть проследят бедствия человечества. Не от небес зарождались бедствия, но от земных очагов. Люди преследуют своих же спасителей, уподобляясь музыканту, который порвал все струны перед выступлением.
   Невозможно избежать обвинений в жестокости, когда упоминаем о естественных последствиях невежества и безумия. Нет слов земных, чтобы достаточно предупредить людей не губить себя, не губить всю планету, не осквернять пространства. Нужно терпение, накопленное веками, чтобы нести спасение человечеству, зная насколько оно будет отвергнуто и распято. Каждый день и каждый час где-то Нас поносят и отвергают Руку помощи.
   Можно представить какие потоки воли безумия затопляют каждое движение блага! Зачем мыслить о далеких иерофантах зла, когда люди, якобы борющиеся против зла, сами увеличивают максимум зла. Таково положение Земли. Неблагодарные сыны Земли спешат приблизить катастрофу, и каждое предупреждение принимается, как оскорбление. Так мир начертал истину о Голгофе.
   Так нужно знать и эту сторону Нашей внутренней жизни. Знайте ее и трудитесь, являя понимание сущего." ("Надземное", 94)

   "... Наша Обитель есть средоточие самых отважных решений. При этом нужно проявить большое терпение, чтобы согласовать свободную волю с начертанием задания. Так Мы можем по терпению назваться пробными камнями.
   Не нужно думать, что все потенциальные герои дойдут до сужденного, ибо свободная воля нередко противится решению. Но если люди поймут насколько Мы стремимся к их преуспеянию, они подумают насколько полезно сотрудничать с Нами. Подвиг и мужество тогда загорятся, как высшая радость." ("Надземное", 98)

   "... Спросят - как совместить опасность существования самой планеты с возможностью светлой эпохи? Людям дается полная возможность вступить в счастливую эпоху великих открытий. Но если свободная воля удержит их от новых продвижений, они могут создать катастрофу любого размера. Так люди не могут жаловаться, что им не предоставлен удел прекрасный. Лишь злая воля может толкнуть народы к планетным катаклизмам. Невозможно отмерить свободный выбор, полный несчетных возможностей, но люди менее всего помышляют, как применить данную свободу. ..." ("Надземное", 111)

   "... У Нас никогда не допускались насильственные навязывания и сложные изложения. Людское сознание должно подобно пчеле отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них свое мировоззрение. Только такая трудовая жатва подвинет самоусовершенствование.
   Многие ждут целых систем миропонимания. Такие люди хотят, чтобы их вели, как слепых, но Наш древний метод говорит: "Познай самого себя". Мы готовы щедро наделить искрами мировой мозаики, но сложить свой узор должен сам человек. ..." ("Надземное", 118)

   "... Не будем преуменьшать опасности, увеличенные свободной волей человечества. Она, как высший дар, может вовлечь и в большие бедствия. Невозможно уговорить людей не вредить друг другу, но можно продолжать сражаться за равновесие. ..." ("Надземное", 119)

   "... Учитель мог пройти путь подвига и без рычаний толп, но именно, даже исцеленные Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно называть многими именами, но все-таки оно останется свободной волей. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться драгоценным сокровищем! ..." ("Надземное", 153)

   "... Человек и малый, и великий одинаково наделены свободной волей. Каждый из людей одарен высшим даром, значит он может сам принять его или подобно рабу расточить доверенное сокровище. ..." ("Надземное", 171)

   "... Вы знаете, куда направлена свободная воля человечества. Можете предупредить ее любыми мерами, хотя бы до землетрясений включительно, но свободная воля будет тонуть по своему произволу. Люди знают, что взрывы способствуют дождю и все-таки они будут потрясать атмосферу, хотя бы их ждала судьба Атлантиды. Некоторые ученые пытаются напомнить человечеству о стройности физических законов, которые не должны быть легкомысленно оскорбляемы. Но люди даже в открытиях своих не задумываются о вреде вызывания из пространства сил не координированных. Много труда нужно положить для обуздания такой свободной воли. ..." ("Надземное", 241)

   "... Невозможно оставлять людей в заблуждении, что их свободная воля не имеет значения. Она есть дар высший и пора научиться им пользоваться.
   Мыслитель учил о свободной воле, которая обожествляет человека." ("Надземное", 258)

   "Урусвати знает, что свободная воля даже с кармою состязается. Можно перечесть случаи, когда воля вносила изменения кармы. Говорят, что так называемое раскаяние представляет мощную энергию, но лучше назвать это состояние полным осознанием. Человек, прежде всего, должен знать, что и почему он должен найти новое достижение. Нужно настаивать на полном осознании, ибо лишь самая заостренная воля может дать поворот пути. Много шатаний, много слабых проблесков мысли, но они не повернут ключ судьбы. ..." ("Надземное", 260)

   "Урусвати знает как состязается свободная воля с глубинами всеначальной энергии. Может иногда казаться, что свободная воля действует безудержно, но поверх даже самого ужасного напряжения воли выступает некая сила, которая совершенно преображает посылки волевые. Вопреки желанию разума, маятник жизни указывает иное непреложное решение. Каждый добросовестный наблюдатель может удостоверить, что его мысль не имеет решающего значения. Поверх воли, основанной на житейском опыте, выявляется иная глубокая мудрость, таившаяся в глубинах сознания.
   Если человек соприкасается с высшим миром, то касание это совершается не в области напряжения воли, но именно путем глубины сознания, где сгущается чистая всеначальная энергия. К сожалению, люди мало различают границу свободной воли и мощи всеначальной энергии. Они полагают, что физическое, волевое воздействие будет наиболее доступно и действенно.
   При всех механических увлечениях люди усиливают и увелечение свободной волей, но Мы уже говорили насколько опасно такое увлечение. Свободная воля в сущности своей не может состязаться с всеначальной энергией. Такие поединки могут быть мучительны и даже губительны. Значит, мы опять подходим к золотому равновесию.
   Как прекрасна может быть подвижная свободная воля, которая научит распознавать мудрость, которой не следует противиться. Познавая разумность сущего, человек опознает и глубины в себе самом. Человек научится уважать в себе силу, которая ведет его к лучшим следствиям. Счастье человечества в том, что оно располагает всеначальной энергией и бедствие, что эта благословенная сила не признана и проклята. Можно себе представить ужас, когда человек отказывается от лучшего своего сокровища!
   Если черноволосый станет утверждать, что он белокур, его сочтут безумцем, но также нужно назвать и того, кто извращает свое природное качество. Люди проявляют некоторую осторожность к своему сердцу, ибо им указали, что оно представляет сосредоточие физической жизни. Но недостаточно сказано о соотношении свободной воли с глубинами всеначальной энергии, из этого происходят прискорбные состязания. Вместо того, чтобы обе силы действовали гармонично, они состязаются в борьбе. Одна из причин заболеваний планеты заключается в несоответствии сил человеческих. Пусть об этом подумают.
   Мыслитель упоминал о двух сущностях в человеке - о разуме и мудрости." ("Надземное", 270)

   "... Также не забудем о бешенстве свободной воли, такая болезнь издавна отмечена и может вести к погибельным следствиям. Человек воображает, что он имеет ничем неограниченную волю и, таким образом, начинает нарушать основные законы. Воля ценна, когда она сгармонизирована законами бытия. Многие не понимают этого, ибо для них воля должна быть необузданной. Но опытный житель знает, что воля и свобода уже живут в законности, иначе мы из набата будем пытаться услышать благовест. ..." ("Надземное", 327)

   "... Также не забудем, что у Нас приветствуется сотрудничество, но основанное на свободной воле. Судьба утверждается именно свободною волею. ..." ("Надземное", 417)

   "Урусвати знает о беспредельности всех мысленных манифестаций, в том числе будет и свободная воля. Люди могут противополагать свободную волю даже космическим явлениям. Не нужно удивляться, если даже закон будет поколеблен усилиями свободной воли, оттого такое множество кармических несчастий. Люди вызывают сильнейшие потрясения вместо того, чтобы следовать за космическим путем. Не нужно полагать, что настойчивость свободной воли не затронет гармонию Космоса. Не только затронет, но умноженно прогремит по всем сферам.
   Мудрые древние пытались усовестить людей, рассказывая о богатырях, которые могли говорить с дальними мирами, но сказания оставались сказками. И сейчас, когда век называется энергетическим, люди по-прежнему не придают значения мощи мысли. Можно радоваться, если в университетах начинают работать над мысленными передачами, но, к сожалению, эти исследования сводятся к некоторым механическим приемам, из которых не может произойти просвещения человечества о значении мысли, как об энергии самой тончайшей.
   Нужно, чтобы познание мысли помогло и дисциплине свободной воли. Нужно понять, что целые планетарные события зависят от ярости необузданной свободной воли. Вот Земля переживает Армагеддон, но и в этом бедствии свободная воля имеет значение. Не могут Силы неземные сотворить такое бедствие без долгого участия человечества.
   Прошу обратить внимание на эпидемию психического безумия. Нельзя приписывать происходящее отдельным лицам, нужно осознать, что народы способствуют мировым потрясениям. Не следует полагать, что события сами родятся и сами умрут. Может быть сейчас произрастут семена посевов, совершенных около двух тысяч лет назад, - так бережно хранит пространство явление мысли.
   Мыслитель указывал, что люди могут познать свои обстоятельства, заглянув в хранилище очень древнее." ("Надземное", 445)

   "Урусвати знает, что в высших сферах свободная воля преображается в сотрудничество с космическою мыслью. Люди очень трудно понимают этот процесс. Одни думают, что свободная воля подавляется, другие полагают, что она поглощается. Многоразличны понимания, но весьма редко можно слышать понимание о гармонии, в которой консолидируется мощь мысли. Не может быть там ни рабства, ни насилия, но лишь преуспеяние в беспредельности.
   Также люди не легко усваивают, что свободная воля существует и в тонком мире. Люди не желают признать, что Тонкий Мир есть, как мир плотный, но в ином измерении. Те, которые и в земной жизни уже постигли дисциплину и имеют понятие о гармонии, могут применить эти достижения в Тонком Мире немедленно после перехода. Такое понимание называется благими крыльями, ибо оно способствует быстрому продвижению.
   Но не часто люди запасаются в земной жизни такими крыльями, обычно они переходят с необузданною волею и с ненасытными желаниями. Люди не собрались во время земной жизни подумать о дальнейшем пути. Они довольствуются чужими формулами, которые в течение времени окаменевают, но не в семье, ни в школах не говорят о жизни будущей. Напротив, такой разговор показался бы непозволительным. Семейные не считают возможным говорить о переходе в Мир Тонкий, а в школах такой предмет послужил бы к уволнению учителя. Так, вследствие невежества и ханжества, люди предпочитают оставаться во тьме.
   Не много тех, которые умеют говорить о высоком назначении человека. Уже с первых дней земной жизни человек должен под давлением быта забывать о своих тонких проблесках.
   Можно легко представить себе, как преобразится жизнь, если будет правильно понято задание бытия. Можно представить сколько нерешимых проблем будет легко решено, когда люди поймут к чему они должны устремляться.
   Мыслитель указывал, как долго человечество будет блуждать во тьме вместо познания смысла бытия." ("Надземное", 467)

   "Урусвати знает, что людям особенно трудно совместить понятие свободной воли с руководством. Одни кричат об уничтожении руководителей, другие вопят против свободной воли, но сама жизнь показывает, что лишь равновесие дает продвижение.
   Среди обычной жизни можно видеть, как гармонично уживаются оба понятия. Учитель дает задание и добавляет: "Приложи свое уменье, чтобы лучше решить". Такое простое пояснение дает полное решение насколько могут мирно преуспевать оба понятия. Руководство лишь развивает свободную волю и она в развитии сознает целесообразность руководства. Но к этому вопросу каждому придется обратиться много раз.
   Люди как бы поделились на два непримиримых стана. Любители свободной воли называют последователей Учителей ретроградами, но последователи руководства зовут разрушителями любителей свободной воли. Таково недоразумение, которое отнимает у людей лучшие возможности. Нужно искать обстоятельство, которое могло бы покрыть крайности общим куполом. Легко представить жизнь в беспредельности, под таким куполом соединятся многие понятия. Найдутся меры, которые покажут ничтожество произвольных делений.
   Нужно, чтобы истинный учитель поощрял свободную волю, и разумный ученик именно напрягая свободную волю, оценил бы значение учителя. Можете заметить, как многократно Мы возвращаемся к противоположениям учительства и свободной воли. Люди нуждаются в особом примирении этих неделимых понятий. Лучшее будущее зависит от гармонии противоположений. Кто не желает понять это спасительное условие, должен принять многие страдания. Учитель не может переродить упрямство ученика, если он не приложит усилий доброй воли. Но добрая воля и есть свободная воля.
   Мыслитель указывал, что добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей." ("Надземное", 485)

   "Урусвати знает, что Руководитель не может насиловать свободную волю ученика, но в тоже время руководство должно продолжаться. Эта задача трудна даже для опытного Руководителя. Можно видеть, что такие же трудности находятся в каждом быту.
   Не надуманный метод, но звучание сердца может найти консонанс, который найдет путь к совершенствованию свободной воли. Она может быть воспитана, но какие нежные касания требуются, чтобы не раздражить ее. Учитель должен знать, что воля есть самая драгоценная, уявленная победа. Лишь воля кует приближение к пути эволюции. Нельзя растоптать этот цветок, процветающий в течение многих существований. Пусть самая утонченная забота проявится около просвещения воли, именно воли.
   Утверждаю, что не только образование, но и просвещение нужно, когда руководство касается такого чувствительного аппарата, как воля, она связана с психической энергией. Она есть как бы проявление устремления вперед. Она постоянно вибрирует и должна развиваться. Утеря воли есть разложение. Без воли невозможно встретить волны хаоса.
   Мыслитель помогал ученикам напрягать волю на самых обыденных предметах. Он говорил: "Лук не должен оставаться без употребления, иначе он рассохнется и сломается"." ("Надземное", 561)

   "Урусвати знает, что свободная воля ценна, если она свободна. Плачевно зрелище безумца, когда он воображает себя свободным, но, на самом деле, отягощен всевозможными оковами. Может ли воля назваться свободной, когда она слепа, и глуха, и ползет в грязи предрассудков?
   Скажут: "Как же жить, если каждый человек на каждом шагу встречает невежество в самых преступных проявлениях?" Конечно, человечество оковало себя тяжкими оковами. Начиная от колыбели, человек слышит выдумки, неимеющие ничего общего с действительностью. Сказки часто более мудры, нежели житейское мудрствование деятелей. Правильно, что человек, неминуемо, встретит отвратительных чудовищ, но свободная воля избавит его от страха и поведет выше таких препятствий.
   Психическая свобода есть вход в Мир Надземный. Можно преобразить всю земную жизнь проявлением свободной воли. Не будет свободный человек препираться с невеждами, но подаст им милостыню так, что они не заметят ее, но такой щедрый дар поможет на пути Надземного Мира. Каждый пройдет этим путем, и свободная воля будет мудрой водительницей, только озаботьтесь, чтобы воля была свободной.
   Мыслитель предупреждал: "Не обратите светлый дар свободной воли в безумие"." ("Надземное", 778)

   "... Люди не могут совершенствоваться, если они не осознают ответственности за свою свободную волю. ..." ("Надземное", 797)

   "... Но нужно помнить, что свобода есть высшая дисциплина, потому нельзя считать свободными тех, кто лишь уявляет беспорядочное смятение. Можно сожалеть таких мнимо-свободных, которые только нарушают ценные вибрации. Они не понимают как протягновенен вред, причиняемый ими пространству. Итак, взвесим, которые привычки подавляют нашу свободную волю? Поймем, что мы можем сделаться строителями и разрушителями. Явите понимание истинной свободы. ..." ("Надземное", 832)

   "Урусвати знает сущность самоосвобождения; нельзя насильно освобождать. Врач может запретить больному некоторые его привычки, но коль опасность минует, человек снова возвращается к своим обычаям.
   Страх, раздражение, ложь, зависть, клевета и всякие враги человека должны быть удалены, но без свободной воли невозможно их обороть. Иногда говорили, что пороки должны быть изжиты, но люди стараются продолжить такое переходное состояние и находят как бы оправдание своей медлительности. Потому лучше заменить понятие изживания приказом самоосвобождения. Поистине, твердая воля может, как меч, отсечь дурные привычки.
   Особенно легко освободиться от таких вредителей человеку, познавшему Мир Надземный. Только при осознании жизни непрерывной, человек может грозно отогнать все неполезные мысли. Он, ради своей неизбежной будущности, напряжет волю на немедленное освобождение. ..." ("Надземное", 890)

   "Урусвати знает сущность своеволия. Некоторые не понимают различия между своеволием и свободной волей, - прямое различие существует. Свободная воля действует по закону космического ритма. Она начало добра, но своеволие будет враждебно гармонии. Человек, предавшийся своеволию, может натворить неисчислимые бедствия.
   Невежество есть матерь своеволия, человек в таком бедствии не знает Мира Надземного. Он надеется, что и повсюду он будет самовольным творцом своего порядка. Можно убеждаться в неправом пути своеволия, когда известны законы надземные. Человек не может устранить появление Космической Справедливости. Человек такой будет подобен пловцу ныряющему в глубину океана. Он не может достать жемчуг, если не имеет приспособлений. Но своеволие плохой советчик, и гибель ведет оно за собою.
   Пусть учитель скажет детям о различии между победной свободной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли, когда человек в мировом законе будет строителем Будущего.
   Мыслитель предостерегал против безумия своеволия." ("Надземное", 899)

 

   "Рабов Нам не нужно, особенно рабов своей низшей природы, рабов необузданного астрала, рабов привычек и заблуждений земных. Именно свободная воля ведет устремленного духом. Не может Учитель ни заставлять, ни подгонять или насиловать волю ученика. Отсюда самоисходящие устремления и свободные волевые действия ученика представляются особенно ценными. Слияние сознаний оставляет свободной волю ученика. Свободною волей своей освобождает он себя от всех видов рабства. В этом процессе он вправе рассчитывать на Помощь Учителя Света. И он получает ее." ("Грани Агни-Йоги", 1966 г., 713 (М. А. Й.))

   "Свободная воля человека почитается Нами священной. Мы не Вторгаемся в кармы человеческие. Потому так трудно руководить. Мы Избегаем прямого вмешательства и воздействий на волю людей. Когда воля и сознание отдельных индивидуумов устремлены к Нам, нарушения закона свободной воли не происходит. И все же Мы Принимаем участие в делах мира и Направляем события в определенное русло. Вопрос цементирования пространства понимается недостаточно глубоко. А между тем, это лучший метод не подавлять свободы воли, предоставляя человеку свободный выбор действия. Мы Насыщаем пространство, или ту или иную сферу, или страну, или местность, или жилище определенными вибрациями и Усиливаем их соответствующими мысленными образованиями, создавая таким образом психическую атмосферу или окружение избранного места. Психическая атмосфера притонов насыщена эманациями их посетителей, тяжко влияющими на тех, кто там бывает. Психическая атмосфера храмов имеет уже иное насыщение. Каждое жилище насыщено излучениями и мыслями его обитателей. Степень и характер этих насыщений весьма различны. Говоря о цементировании, Мы Имели в виду сознательное, волевое и целеустремленное наполнение того или иного места мыслеобразами или картинами, вибрирующими на утвержденной волне и как бы заряженными определенными заданиями. Такое насыщение может нести явное и четкое Поручение, заложенное в нем. Когда Наши стрелы несутся в избранную страну, которой сужден рок лучший, цементирование ее пространства носит особенно напряженный характер. Тогда сознание людей постепенно начинает воспринимать эти вибрации и, в свою очередь, вибрировать в заданном ключе. Нет личных воздействий, но есть пространственное восприятие каждым чутким духом тональности очередной эволюционной волны, посылаемой из Твердыни. Это явление планетного масштаба, но и в малых размерах Мы Следуем тому же принципу. Мы Насыщаем жилища Наших учеников и близких Нам духов Нашей Аурой. Иначе сопротивление окружающей среды и темных старателей могло бы угасить очаги Света, столь нужные для поддержания планетной светоносной сети. И Наши люди, в свою очередь, следуют этому же правилу. В случае нужды они не воздействуют прямо и непосредственно на волю людей, они не подавляют ее, а насыщают безлично атмосферу того или иного места или жилища." ("Грани Агни-Йоги", 1968 г., 229)

   "Воля человека постоянно находится под воздействием положительных и отрицательных энергий, но обладает правом свободного выбора. В этой свободе и счастье, и трагедия человечества. Мы не Вмешиваемся в кармы человеческие, но к Нам приходящих не Отгоняем, ибо выбор свободный приводит их на Наш Путь. Не имеем права заставить человека к Нам обратиться и следовать за Нами, но, если Наши слова и обращения или Учение Наше устремляют его волю к Нам и он с Нами сближения хочет, Мы Открываем доступ и вход для его свободной воли, чтобы мог он войти. Наше Учение можно назвать Учением свободы, ибо в нем нет принуждения. Каждый свободно подходит, и, когда его свободная воля и устремления сливаются с Волею Иерархии свободно и без всякого принуждения, тогда соблюдены условия невмешательства в карму. Вот почему и устремление, и дерзание, и желания должны исходить от самого человека, но не под насильственным принуждением его воли. Из таких насилий ничего хорошего не получалось, но крови пролито было много и много страданий причинено людям. Нет ничего хуже насильственной религии или навязанных верований. Рано или поздно они всегда вызывают восстание. Напрасны также и ожидания, что Учитель Придет и силой Своею Заставит человека двигаться к Свету. Учитель Может только дать Провозвестие или сказать нужное Слово, но воля свободно должна принять и то и другое и выявить собственное устремление к Свету. Учитель Приходит тогда, когда ученик готов, то есть когда все его существо готово устремиться к Свету, когда хочет и жаждет его." ("Грани Агни-Йоги", 1969 г., 452)

   "Насильственное преображение сознания невозможно. Надо, чтобы процесс происходил добровольно. Мы не Вторгаемся в кармы человеческие и свободную волю не Подавляем. В этом вся трудность заботы о мире. Когда люди поймут, что дальше так продолжаться не может, что иначе они уничтожат друг друга и самую жизнь на планете, тогда, может быть, наступит просветление и изменится положение. Новые Лучи помогут преображению мира, но решающим фактором будет свободная воля людей. Выбор свободный: обратиться к добру или оставаться во власти зла. Новые Лучи сделают невозможным существование на Земле иерархии темных и сознательных служителей тьмы. В этом значение наступления Сатиа Юги. Много уже признаков воздействия века Водолея на сознание масс. Последнее столкновение с уходящей расой будет ужасным. И так уже пространственное нагнетение возрастает. И столько неблагополучия вокруг. Конечная уплата по прошлым счетам не может быть мягкой." ("Грани Агни-Йоги", 1972 г., 93)

 

   "Мир должен жить в мире. Все сущее на Земле рождается для того, чтобы процветать, совершенствуясь. И выполнить назначение, внести свою долю положенную в микроклимат планеты для гармоничного функционирования всех ее видов. И принести знания имеющему разум в общее сознательное творчество жизненное. Прекрасна стройная целостность жизни мирной на Земле. И создается она не для разрушения войнами, убийствами и умучиваниями враждой, ненавистью, алчностью. Свободная воля дана человеку обладающему разумом для того, чтобы накапливать знания светлого строительства этой жизни своим особым индивидуальным путем. Так достигается многообразие творческих накоплений будущих Строителей космической жизни. Но человечество свободную волю обратило на зло и безумствует на всей протяженности разумного развития. Убийство беспричинное любого живого существа влечет за собой неминуемую карму ответственности. Но ведь убивают люди и друг друга, служа кровавой мессе сатанизма. А посланы были на Землю, чтобы быть со-творцами Всевышнего в построениях светлого жизненного творчества в любви и единении. Только мирный принцип взаимоотношения государств, наций, родов, коллективов трудовых и мир в семье даст возможность выполнить Всевышнее назначение в жизни. Когда же человечество, наконец, осознает это назначение и повернется к своему сияющему первородству? Пусть начинают думать об этом, пусть везде произносят слово "Мир". Потому что оно несет в себе символ жизни гармоничной, доброй и счастливой. Такой, какой она создана Всевышним Творцом." ("У Огненной Черты", 2000 г., 23 января)

   "... Нейтральности не бывает, ибо каждая мысль человеческая устремляется по законам магнитного притяжения к себе подобным. Настало время получить знания об этом и осознать, что устремления должны быть контролируемыми и управляемыми волею. Воля человека свободна, выбор сотрудничества за ним. Силы Блага не вмешиваются в решение свободной воли человека, но указывают путь, ведущий к достойным накоплениям светлых устремлений. Посеявший зло мыслями и действиями его же и пожнет по закону кармы, так как причина порождает следствие. Устремленный к добротворчеству пребудет с Нами, ибо неисчислимо умножится сила его устремления Нашим сотрудничеством." ("У Огненной Черты", 2000 г., 6 мая)

   "Резкость и категоричность суждений говорят о сильной воле. Но этой силой нужно разумно управлять. Любовь к ближним - вот что может смягчить и обезболить страдания, приносимые ошибочными поступками и ошибочными оценками жизненных позиций. Не судите - да не судимы будете. Можно сострадать милосердно при знании неверных построений жизненных ценностей, ибо так и слагается карма. Только своим поиском, своим собственным опытом находится верный путь по жизни. Можно только помочь в трудностях, сострадать в бедствии, помочь советом. Активное вмешательство в жизненные, хоть и неверные, построения даже очень близких и родных будет уже вмешательством в карму. Очень тонка грань взаимоотношений, нужно соблюдать законы свободной воли, чтобы не совершить во имя благих побуждений насильное вмешательство. И только любовь милосердная и сострадательная имеет право на свободное неограниченное проявление в отношении к близким. Мы свято чтим закон свободной воли, какой бы путь не избрало свободное волеизъявление." ("У Огненной Черты", 2000 г., 16 мая)

<< Раздражение, отложение империла Цветы >>

Hosted by uCoz